STEPHEN SHORE: ЗАДОЛГО ДО INSTAGRAM

Стивен Шор стал знаменитым задолго до эпохи соцсетей, но его подход можно с легкостью спутать с тем, что сейчас так часто попадается в Инстаграм. Американский фотограф не первым обратил внимание на бытовые сцены из жизни обычных людей, но до него никто не рассматривал обыденность в столь ярком художественном прочтении. 

Если бы Стивен Шор был известен только своими культовыми фотографиями, которые он снял в подростковом возрасте на Серебряной фабрике Уорхола, он даже за них занял бы свое место в истории фотографии. Но вдохновленный поездкой из Манхэттена в Амарилло, штат Техас, в 1972 году, Шор пошел дальше и стал пионером в использовании цвета в художественной фотографии. В последующие годы на его фотографиях появлялись разные уголки Америки и ее разношерстные обитатели в той неповторимой стилистике, которая, по сути, предвосхитила репортажный характер многих современных способов создания изображений - это и городские пейзажи, и снимки интерьеров, напоминающие заброшенные съемочные площадки, и загадочные портреты людей, которых он встречал на своем пути.

На заре становления фотографии ценились черно-белые снимки. Своими работами Шор доказал, что цветное фото не менее, чем черно-белое и живопись, могут быть искусством. Его подход символизировал появление нового слова в арт-фотографии - демонстрация красоты реальной жизни во всех ее оттенках и проявлениях. 

В 1998 году Шор написал книгу, которая до сих пор не потеряла своей актуальности для фотографического сообщества. "Природа фотографий" - это рассуждение на тему того, на каких предположениях основано наше восприятие, и как меняется это восприятие, когда мы разглядываем фотографии. Прочтение этой книги может изменить ваш мир.

За снимки обыденных зарисовок из американской жизни и расширение возможностей художественной фотографии Королевское фотографическое общество присудило Шору почетную стипендию. Знаменитый музей МоМА, с 1976 года выставлявший работы автора, провел несколько его ретроспектив. Он был первым фотографом, чья персональная выставка проводилась в музее Метрополитен, хотя самому Стивену на тот момент не было еще и 25 лет. С 1982 года Стивен Шор является деканом факультета фотографии в колледже Bard.

Естественно, первые работы Шора были сделаны на пленочную камеру, но мастер признает, что время не стоит на месте и не брезгует использовать цифровую технику в своей работе.

"Я использую разные камеры. Обычно беру их в аренду. На прошлой неделе у меня была съемка, и я работал с Nikon D3. Но иногда пользуюсь и Canon Mark III, или камерой 4x5. Все зависит от ситуации и того, какого эффекта я должен добиться. Пятнадцать лет назад, работая с коммерцией, вы должны были бы сначала снять раскадровку на Полароид, и только когда полароидные снимки согласовывались заказчиком, вы могли работать дальше и снимать на пленку. Хорошо, если это был какой-нибудь натюрморт. Но, например, в январе я снимал кампанию Nike, в которой по задумке в кадре были бегущие живые модели. Мне нужно было заставлять их бегать снова и снова, пока я не получал визуально интересную конфигурацию бегущих ног,  и в то же время на всех снимках должны были быть четко видны три разных модели кроссовок. Представьте себе продолжительность и трудоемкость процесса, если бы я делал это по старой схеме, применяя Полароид, после арт-директор и заказчик еще какое-то время бы это все согласовывали, а потом мне пришлось бы поместить пленку в камеру и попытаться воссоздать те удачные Полароиды. Это было бы практически невозможно. Тогда как сейчас, вся команда просто смотрит на изображение на компьютере и говорит: «Да, это оно», вот и все."

Шор выставлялся не только в Нью-Йорке и Лондоне, но и в Чикаго, Дюссельдорфе, Рочестере и многих других городах США и Европы. Его работы в середине 70-х годов ХХ века подняли волну интереса к цветной художественной съемке и моде на документирование бытовых мелочей, которое позже возвели в ранг искусства.

ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ